27 октября 2019 года • Воскресенье • 40 мин
У нас в гостях Настя Курганская. Она ведет «НОРМ» и делает редакторские спец. проекты. В нашем интервью Настя рассказывает о драйве и мотивации, карьере в медиа и подкастах.
Как занесло в редакторство:
Я приехала в Москву в 2011 году и поступила на журфак в НИУ ВШЭ. Быстро начала работать, потому что образование в этой сфере, как известно, это такой социальный конструкт: вроде тебе его дают, но мало чему ты на самом деле учишься.
Поэтому я пришла в The Village и проработала там четыре года. Я начинала там маленьким джуниором и доросла до шеф-редактора. А потом просто ушла и поработала в ряде других изданий — немного в TJ, пробовала заниматься мероприятиями.
Потому что — судя по моему опыту и опыту других знакомых редакторов — когда ты работаешь с контентом, то время от времени кажется, что больше не можешь. Он раздражает тебя, ты устала, ты хочешь попробовать себя в каком-то новом амплуа. В итоге я думала заняться чем-то новым, но что-то ни разу у меня не получилось перестать заниматься контентом.
Потом попала в Яндекс, последние два года работала там и занималась бренд-медиа. Ушла недавно, потому что у нас появился подкаст «НОРМ». Как-то внезапно подкасты стали занимать так много моего личного времени, что я решила попробовать себя только в этом и посмотреть, что получится.
Как получилось сделать карьеру:
Я была просто очень на своём месте. Ну, то есть это — какое-то внутреннее чувство, когда ты занимаешься тем, чем ты в моменте хочешь заниматься. Я не думаю что если бы я сейчас бы пришла в The Village или другое похоже издание, я бы работала с таким же упоением и отдачей по многим причинам.
Помню, что в тот момент было два-три издания в Москве, в редакции которых мне хотелось попасть, и просто так сложились обстоятельства. Дело не в том, что я была таким талантливым подаваном — ну, отчасти имело место что-то моё, но я думаю, что важную роль играет стечение обстоятельств.
Просто я сейчас нахожусь в чем-то другом и у меня немножко другие интересы. А тогда я настолько кайфовала, что на работе сидела по 11 часов. Я институт не закончила, потому что постоянно сидела в офисе и мне это очень нравилось.
Работа была моей жизнью, и тогда я себя с ней ассоциировала. Когда ты настолько вовлечен в то, что ты делаешь, ну и, конечно, при условии, что ты стараешься и в тебе есть какие-то задатки, ты начинаешь очень быстро расти. Это, конечно, банально звучит, но нужно кайфовать от того, что делаешь, и тогда результат довольно быстро появляется…
Меня вообще не интересовали ни деньги, ни карьерный рост — просто было в кайф и мне очень нравилось там работать.
И вот на самом деле сейчас, спустя несколько лет, у меня примерно то же самое происходит с подкастами. Многие люди, которые сейчас начинают заниматься подкастами, говорят одно и то же. Есть некоторое количество знакомых, которые начали заниматься подкастами, и мы просто загорелись этим.
Кажется, что подкастинг просто сейчас одна из самых интересных медийных сфер, в которой много чего происходит и люди запускают много всяких новых проектов. И вот когда я начинала заниматься подкастами, у меня так загорелся глаз, и я подумала: «вау, как круто, я могу просто сидеть всю ночь и что-то делать — не за деньги, а потому что мне это нравится».
С чего начинался подкастинг:
Нам хотелось производить какой-то контент и нужна была какая-то отдушина. Чтобы у нас была площадка, где мы можем говорить о том, что нас реально интересует прямо сейчас. Если это послушает 100 человек, классно. Если 1000 — супер.
Но я не могу сказать, что попробовала делать подкасты и сразу угорела. Нет, это не так произошло. Мы поделали его где-то годик, нам начали писать слушатели, мы стали получать фидбэк, и он дал довольно много хорошей энергии…
Мы стали чуть больше в это вкладывать, записывать в студии и ответственно относиться к звуку, и это был переломный момент.
Мы не особо зарабатываемым этим. Я продолжаю работать редактором — человеком, у которого заказывают проекты, а он их делает. Подкасты — не основной источник дохода… я не могу сказать, что я 100% времени сейчас этому посвящаю, потому что всё равно делаю фрилансы для изданий, для брендов.
Как с деньгами в подкастах:
Мы видим какие-то примеры сейчас — их не так много, но они есть. Это — подкасты, которые монетизируются довольно успешно. Мы видим полностью брендированные подкасты (например, «Деньги пришли»). Есть подкасты, которые заводят страницы на Patreon и живут с помощью своих слушателей…
Это не огромные деньги. Они не сравнимы с деньгами, которые можно заработать на ютубе. Но и там с кондачка не заработаешь много. Поэтому нужно вкладывать силы и время.
К нам тоже стали приходить какие-то бренды. Мы могли бы больше прикладывать усилий для монетизации, но мы что-то ничего не делаем особо для этого. Но бренды сами приходят и говорят: «а вот сколько стоит, мы хотим что-то разместить».
Поэтому кажется, что запрос есть, и довольно много компаний хотят какие-то нативные подкасты сейчас запускать. Но вопрос в качестве исполнения, в качестве контента.
Что с продюсированием других передач:
Хочется, чтобы «НОРМ» и какие-то другие подкасты, которые мы будем запускать, были в большей степени журналистскими проектами. Мне кажется, что в этом больше ценности.
Редакторский опыт очень помогает выбирать интересные истории и убирать лишнее. Базовые редакторские принципы, которые применяются к тексту, о которых написано много популярных книг, применяются и к звуковому контенту, и к видеоконтенту. Если ты хороший редактор, который хорошо работает с текстом, хорошо умеет редактировать, то велика вероятность того, что со звуком у тебя все получится…
Продюсер подкаста похож на продюсера в редакции. Он ищет героев, он с этими героями взаимодействует. Организовывает процесс поиска студии. Ты не сидишь у микрофона, а что-то придумываешь, организуешь и так далее.
Заметки к выпуску:
Аудиоверсия интервью в Telegram
Подкаст «НОРМ» в Apple Podcasts
Эта передача в Apple Podcasts
Настя Курганская в Facebook
Алина Тестова в Facebook