31 января 2020 года • Пятница • 46 мин
Большое интервью с Женей Андольщик о PR-кейсах, предпринимательстве и профессиональном развитии.
TL;DR:
Про «умный PR» для мероприятий:
Мне кажется, PR-служба должна управлять процессами и, как правило, она этим и занимается в крупных компаниях… Но они не всегда все понимают в деталях, поэтому им нужен умный подрядчик. Мы называемся ANCY. Я придумала черновой слоган, что мы — «умное агентство для умных людей и решений».
Это близко к ИТ, потому что все говорят про smart-решения. Это о том, как мы работаем. Я каждый раз стараюсь придумать что-то кастомизированное под клиента. У нас выходили очень разные тексты. Мы не очень большой командой закрыли реально все. Там были бизнес-издания уровня РБК, РИА Новости, ТАСС… Были тексты, направленные на GR-повестку.
В Telegram-каналах у нас выходили посты, заготовки которых мы давали блогерам или комьюнити, и они их адаптировали и писали в своем стиле. Каждому треку [о мероприятии Edcrunch] нужен свой язык. Например, с родительской аудиторией дошколят надо по-своему говорить, свои ценности объяснить, своих спикеров показать, свои темы презентовать, взволновать.
На мы практически никого не контролировали. При этом мы управляли встречей прессы и тем, чтобы каждый услышал нужную информацию. РБК ТВ делала съемку, еще одно дошкольное медиа делала съемку, еще надо было снять для Edcrunch серию коротких видео. Была суровая задача, когда надо было спикера типа Дворковича и Себранта поймать со сцены и за руку отвести сначала под одну камеру, потом под другую, потом по третью, чтобы никто его в это время не увел, и журналисты тоже получили к нему доступ.
Про рынок копирайтинга:
У копирайтеров больше работы, больше рынок сам по себе, у них есть возможность учиться. Сегодня он пишет тексты за 3 рубля — это описание для духовок. Если он понял, что хочет расти и хочет больше денег, то он начинает набираться опыта и вот уже пишет посты для соц.сетей условных газовых плит. А потом он внезапно узнает, что есть Ильяхов, Сарычева или кто-нибудь еще, что такое инфостиль, и пишет уже целые лендинги для духовок. Потом он сможет стать маркетологом и уехать на Бали. У пиарщика меньше вариантов развития. Я видела странных людей, которые странными вещами занимаются.
О возможностях:
Здорово, что жизнь подкидывает столько возможностей. Чем больше технологий, тем больше возможностей. Человек может дома не работать, за него все сделает робот-пылесос. Человеку не надо будет делать ничего, кроме как наслаждаться жизнью и творчеством, созидать. Он может открыть любой ресурс, на котором собраны образовательный контент, и подумать: «Я хочу это, это и это. И я всему этому научусь, у меня есть время». Минус этого заключается в том, что когда есть большой выбор, это тоже фрустрирует. Поэтому что делать редактору? Я бы посоветовала осознать себя и понять, чего он хочет по жизни.
Как работать с этим:
Чтобы отфильтровать возможности, есть методика. Я ей пользуюсь с 2015 года. До этого — процесс шел больше на интуиции. Я понимала, где стабильно и понятно, а где есть какой-то драйв. Условно, в одном месте больше плюсов, в другом – сплошные минусы, но 2 ярких плюса, и мне туда очень хочется, там что-то интересное. Я знаю, что я выйду на место, в котором все стабильно, я проработаю месяц, и я не смогу больше работать. Есть люди, которые долго терпят рутину или какие-то условия. А я очень нетерпеливый человек. Поэтому я всегда знала, что у меня будет меньше денег, но у меня всегда есть уверенность, что я справлюсь. А если уверенности не было, я просто шла навстречу приключениям. Про методику могу рассказать, это полезный инструмент. Он из книги «Эссенциализм», которую я очень люблю.
О делегировании редакторских задач:
Я перестала писать тексты, как только это стало возможным. Даже когда в 2016 году я пришла на позицию пиарщика в ту компанию, о которой я говорю, я в большей степени начала редактировать. Другой мой навык, который мне по жизни помогает — умение привлекать людей даже без денег.
У меня не было бюджета на кого-то еще, кроме меня, и я искала стажеров и обучала их, убеждала их в ценности того, что мы делаем. Потом мне стали выделять бюджет на переводы.
Я давно не делала текстов с нуля: когда сначала записал на диктофон, потом расшифровал, потом начал во всем сам колупаться. Перед тем как выйти на эту работу, последние полгода я делала тексты с русским репортером, я делала интервью с музыкантами. Я люблю музыкантов, они похожи на стартаперов. Мне кажется, я не сильно свою жизнь поменяла. Мне было тяжело именно на моменте продакшена, я всегда тормозила, потому что самое интересное уже закончилось.
Когда уже все знаю и могу отредактировать. Момент сырого производства меня всегда фрустрировал очень сильно, у меня из-за этого не вышло несколько интервью. Меня это травмировало. Поэтому с тех пор, как я смогла какие-то вещи не делать руками, я их не делаю. Сейчас я пишу свои соц. сети и, может быть, что-то очень редко для клиентов, когда я понимаю, что либо это никто не сделает, либо я сделаю это быстрее сама. Это касается пресс-релиза, правки заголовков, каких-нибудь вбросов. Пост за клиента могу написать. Это я могу, но в большей степени уже по фану. Мне кажется, это то, за что я себе благодарна. Я знаю, что люди не умеют делегировать до последнего. У меня с этим все хорошо. Я всем советую научиться делегировать.
Заметки к выпуску:
Аудиоверсия интервью в Telegram
Telegram-канал «Work for writers»
Женя Андольщик в Facebook
Алина Тестова в Facebook
Наша передача в Apple Podcasts